Целью социально-педагогического сопровождения в колледже является оказание правовой, социальной, экономической, педагогической и психологической поддержки студента-инвалида и его семьи.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие составляющие социально-педагогического сопровождения в колледже:

  • правовая;

Подразумевает консультации для инвалида и его семьи по социально-правовым вопросам, помощь в оформлении документов, написание писем и ходатайств в соответствующие органы.

  • экономическая;

Все студенты-инвалиды, подтвердившие наличие у них  инвалидности справкой из Бюро медико-социальной экспертизы, обеспечиваются социальной стипендией.

  • педагогическая;

Направлена на помощь студенту в освоении образовательных программ, адаптации учебного материала под психофизиологические особенности студента, консультации по предметам, составление индивидуального графика отработки учебных занятий и.т.д.

  • психологическая;

Заключается в создании благоприятного микроклимата в группе. В том числе привлечение студентов конкретной группы к волонтерской деятельности по сопровождению студента-инвалида, обучающегося в этой группе, во время учебного процесса: помощь в передвижении по колледжу (для студентов с диагнозом ДПЦ), совместное выполнение классных и домашних заданий, общение во внеурочное время и т.д. Также студенты-инвалиды активно привлекаются к участию в культурно-массовых мероприятиях. Это позволяет разнообразить формы проведения досуга, увеличить круг общения, расширить сферу интересов и обменяться опытом в неформальной обстановке.

Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения являются: процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека или семьи, особые отношения между участниками этого процесса.

Учитывая данные характеристики, особое внимание в социально-педагогическом сопровождении уделяется изучению межличностных отношений в коллективе группы, выявлению социометрического статуса студента, его самооценки.

На основании результатов проведенного анкетирования (анкеты разработаны маркетологом колледжа) составляется аналитическая справка по адаптации студентов первого курса и намечается план работы со студентами, испытывающими трудность в адаптации, среди которых есть и студенты-инвалиды.

В своей деятельности специалисты по сопровождению придерживаются следующих принципов:

  1. принципа социальной адекватности, т.е. координация взаимодействия социальных институтов, которые могут помочь в достижении цели социально-педагогического сопровождения;
  2. принципа педагогического стимулирования, предполагающий включение студентов-инвалидов в процесс освоения различных социальных ролей, а также создание таких ситуаций, когда есть возможность попробовать себя в социально значимом деле, где необходимо решить проблемную ситуацию и преодолеть возникающие трудности;
  3. принципа индивидуализации и принятия ребенка как данности, под которым понимается признание особенностей развития ребенка;
  4. принципа организации личного пространства. Здесь, прежде всего, имеется в виду учет индивидуального темпа и режима ребенка, предоставление ему возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов с окружающей средой;
  5. принципа информированности, когда молодые люди получают достаточный объем информации по всем волнующим их вопросам социальной и профессиональной деятельности. Сюда также входит обучение поиску информации, ее анализу и применению на практике;
  6. принципа диалогичности в общении и взаимодействия. Главным в этом принципе является сотрудничество педагог-ребенок, при котором общение строится таким образом, чтобы развивалась личная ответственность молодых людей, чтобы они могли иметь возможность отвечать за последствия свободного выбора.